РОВНО 73 ГОДА НАЗАД НАЧАЛОСЬ ЗАПОЛНЕНИЕ ЛОЖА РЫБИНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
13 апреля 1941 года был забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Высокие весенние воды Волги и Шексны, наталкиваясь на неодолимое препятствие, начали заливать поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Рыбинское море расположено на стыке трех областей – Вологодской, Тверской и Ярославской – и является самым большим волжским водохранилищем после Куйбышевского. Площадь его зеркала составляет 4580 кв. км.
Своим названием водохранилище обязано городу Рыбинску, но история вполне могла сложиться и так, что называлось бы оно не Рыбинским, а Ярославским. Правда, было бы тогда водохранилище совсем другим – и по размерам, и по значению для судоходства, и по масштабам связанных с ним человеческих трагедий.
Первоначально плотину собирались построить не в Рыбинске, а под Ярославлем. 23 марта 1932 года вышло Постановление Совнаркома СССР «О строительстве электростанций на Волге», которым тресту «Средневолгострой» поручалось строительство Ярославской, Горьковской (Балахнинской) и Пермской гидроэлектростанций. К концу 1932 года проект Ярославской ГЭС был завершен и начались подготовительные работы по сооружению около села Норское (сейчас это район Ярославля) гидроэлектростанции с напором 10–11 м и нормальным подпорным уровнем (НПУ) 92 м. Выше по течению Волги предусматривалось сооружение Мышкинской и Калязинской ГЭС. Работы планировалось производить силами вольнонаемных, без привлечения заключенных ГУЛАГа.
Однако к 1935 году руководство проектом перехватило НКВД. Работники этого ведомства, имевшие большой опыт использования заключенных на стройках Беломорканала и Днепрогэса, добились того, чтобы специальная комиссия Госплана СССР после соответствующих указаний Сталина приняла решение перенести строительство ГЭС в район Рыбинска, а вместо Мышкинского и Калязинского гидроузлов построить одну Угличскую ГЭС. Строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, было прекращено.
Наполнить водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось – не хватило объема весеннего паводка. Тем не менее подпор от Рыбинских плотин в первый же год распространился на 120 километров по Волге, на 226 километров по Мологе, на 326 километров по Шексне и на 53 километра по Суде.
«Лесные звери шаг за шагом отступают на более высокие места, – писала в дни затопления газета «Большая Волга». – Но вода с флангов и тыла обходит беглецов. Мыши, ежи, горностаи, лисы, зайцы пытаются спастись вплавь или на оставшихся от рубки леса бревнах и ветвях. Много лосей стоят по брюхо в воде».
Первый агрегат Рыбинской ГЭС был пущен в эксплуатацию 19 ноября 1941 года, второй — в январе 1942 года. Вскоре была достроена линия электропередачи до Углича, и в Москву пошел ток и с Угличской, и с Рыбинской электростанций. Наполнение гигантской чаши водохранилища продолжалось 7 лет и закончилось только в 1947 году.
В 1935 году работник Госплана Г. Парзян утверждал в статье «Реконструкция Верхней Волги», что перенос гидроузла от Ярославля в Рыбинск «не повлечет за собой народнохозяйственного ущерба в виду незначительной ценности затопляемых земель (преимущественно болота, кустарники и горелый лес)». В результате реализации этого проекта ушла под воду восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га пойменных заливных лугов, более 70 тыс. га пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов. Была фактически уничтожена уникальная культура маслоделия Ярославской губернии, откуда до революции масло экспортировали в Европу, в частности в Англию и Данию. Почти 75% затронутой затоплением площади (3645 кв. км) занимал лес, и спилить его весь заключенные не успели. Только у берегов Дарвинского заповедника ушло под воду 260 квадратных километров березняков, ельников и высокоствольного соснового леса.
Но эти потери меркнут перед трагедией людей, которых лишили их родной земли. В общей сложности в результате создания водохранилища были разрушены и затоплены почти 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов. Ушли под воду уездный город Молога, в котором проживали более 5 тыс. человек, пятитысячный фабричный поселок Абакумово, стоявший на Шексне в нескольких километрах от Рыбинска. Затоплено три четверти территории Весьегонска, под топлены Пошехонье, Мышкин, Череповец, Углич, Калязин, Кимры. Из Молого-Шекснинского междуречья были выселены 130 тысяч жителей, еще 20 тысяч – из долины Верхней Волги. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч крестьянских хозяйств и более 4 тысяч попали в зону подтопления.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
В июле 1972 года в Рыбинске впервые собрались вместе бывшие жители затопленного междуречья и их потомки. С тех пор такие встречи стали ежегодными. 14 апреля 1991 года состоялась очередная такая встреча, и ее участники передали в Верховный Совет РСФСР обращение с просьбой о «поэтапном или частичном спуске Рыбинского моря и разработке программы возрождения Молого-Шекснинского края». Так началась новая страница истории Рыбинского моря, которая остается незакрытой и сегодня.
В прошлом году в Общественную палату РФ обратилась группа московских ученых с предложением рассмотреть проект частичного, на 4 метра, понижения уровня Рыбинского водохранилища. 12 февраля 2013 года в Рыбинске состоялись общественные слушания на региональном уровне, а 1 октября публичные слушания по проблемам волжских ГЭС и Рыбинского водохранилища прошли в Москве. Сторонники идеи понижения уровня Рыбинского моря ссылаются на ненадежность плотины, которая обветшала и несет угрозу потопа, а сама гидроэлектростанция свои возможности исчерпала, и большой экономической потребности в ней уже нет. По их мнению, водохранилище негативно влияет на окружающую среду: разрушаются берега, заболачиваются прибрежные территории, повышается уровень грунтовых вод, заиливаются русла малых рек, происходят заморы рыбы и прочие бедствия.
Одним из аргументов в поддержку понижения уровня водохранилища стало «духовное возрождение затопленных земель». Не случайно в общественных слушаниях активно участвовали и представители церкви. Предлагается, в частности, с целью восстановления затопленного Дорофеевского монастыря «в порядке эксперимента» осушить участок моря, на котором он располагался. Есть планы и по восстановлению города Мологи.
Эти планы, однако, не нашли поддержки со стороны ярославцев, отрицательно их оценили даже сами мологжане из Моложского землячества. Резко раскритиковали проект по понижению водохранилища и ученые из Института биологии внутренних вод в Борке.
Тем не менее тему никак нельзя считать закрытой. «РР» обязательно расскажет более подробно обо всех аргументах за и против в одном из ближайших номеров.
Конечно, рассказывая о Рыбинском море, нельзя говорить об одних только мрачных сторонах его истории. Положительные результаты создания водохранилища трудно переоценить. Оставим в стороне энергетику, судоходство и различные промышленные нужды – все это достаточно очевидно. Но ведь кроме этого, Рыбинское водохранилище оказалось и настоящим подарком для тысяч рыбаков, которые приезжают сюда и зимой, и летом не только из Ярославской и соседних областей, но и из Москвы и Подмосковья, и даже более отдаленных регионов. Количество и видовое разнообразие рыбы уже в первые годы существования водохранилища сделало его настоящей рыбацкой Меккой. Оно остается таковым и сегодня, несмотря на многочисленные беды, которые пережил водоем за семь с лишним десятков лет. Это и загрязнение стоками промышленных предприятий, прежде всего Череповецкого кластера, и падения уровня воды в весенний период, которые регулярно устраивали энергетики, и чудовищное по масштабам браконьерство, и многие другие проблемы. Все это водохранилище, хотя и с тяжелыми потерями, но выдержало. И хочется верить, что оно продержится и дальше и доживет до тех дней, когда разум и любовь к природе возобладают все-таки над глупостью и жадностью.
При подготовке публикации использованы материалы сайтов souz-rybolovov. livejournal.com, yar-volgar.narod.ru, ru.wikipedia.org
Первоначально строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГ НКВД получил приказ немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и исправительно-трудового лагеря (Волголаг). В 1936 году в лагере находилось 19420 заключенных, а в 1941 году, накануне войны, в Волголаге их было уже 85509 человек.
Когда основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь. Численность заключенных в нем значительно сократилась и в последующем находилась на уровне 22 тысяч человек. Так, на 1 января 1945 года в лагере числилось 21490 заключенных.
Автор - Павел Дмитриевский, обозреватель РР. Первоисточник.