Минюст намерен повесить на Эковахту Сахалина ярлык «иностранного агента». Это грозит закрытием организации, 20 лет защищающей сахалинскую природу.
Южно-Сахалинск, 10 сентября 2015 года. Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» получила акт очередной внеплановой проверки (четвертой за 2 года), проведенной Управлением Минюста по Сахалинской области. Основанием для проверки послужила секретная жалоба некоего государственного органа, раскрыть название которого в Минюсте категорически отказались
В начале сентября региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» получила акт очередной внеплановой проверки (четвертой за 2 года), проведенной Управлением Минюста по Сахалинской области. Основанием для проверки послужила секретная жалоба некоего государственного органа, раскрыть название которого в Минюсте категорически отказались.
Признаков экстремизма в работе организации не обнаружено, решения ее руководящих органов правомочны, а деятельность уставным целям и задачам полностью соответствует. Однако Минюст усмотрел в работе экологов «направленность на формирование общественного мнения в целях воздействия на решения государственных органов, нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственных органов Сахалинской области». Имея подобные «направленность» и «нацеленность», Эковахта Сахалина, по мнению проверяющих, занималась политикой и обязана была попросить включить себя в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», поскольку часть финансирования Эковахта получает от иностранных благотворительных фондов.
К конкретным проявлениям «политической деятельности» экологов Минюст отнес следующее:
1. Ссылка, появившаяся на неофициальной странице Эковахты «Вконтакте», на обращение Всемирного фонда природы (WWF России) к Президенту России о необходимости защиты хрупкой природы Российской Арктики, о высоких рисках нефтяных разливов и отсутствии эффективных технологий их ликвидации при разработке месторождений на арктическом шельфе. По мнению Минюста, это противодействует развитию энергетического сектора, оказывает воздействие на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также имеет «целенаправленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества». Удивительно, какую мощь может иметь скромный перепост в соцсетях.
2. Руководитель Эковахты Сахалина Дмитрий Лисицын еще 1,5 года назад подписал письмо экологов России к украинским коллегам с выражением моральной поддержки в условиях национального кризиса. Письмо заканчивалось словами: «Украина и Россия могут и должны жить в мире и согласии». Однако в Минюсте рассудили, что «таким образом Организацией дается критическая оценка деятельности государства в сфере внутренней и внешней политики, посредством критики принимаемых государством в этом направлении решений». Непонятно, что именно имели ввиду проверяющие, поскольку какая- либо критика в этом письме отсутствует (есть лишь констатация общеизвестных проблем), а внутренняя и внешняя политика России по поводу Украины вообще в письме не упоминается.
3. В мае Д. Лисицын опубликовал на сайте «Сахалин.Инфо» статью «В ожидании жаренного петуха» о необходимости сохранять действующие и создавать новые скверы и зеленые зоны в областной столице, высаживать больше деревьев, а также прекратить уплотнительную застройку. Однако Минюст указывает, что «информация, изложенная в данной статье, обостряет чувство экологической опасности. Связывая объективно существующие проблемы с деятельностью определенных должностных лиц администрации города Южно-Сахалинска, нагнетает политическую напряженность и формирует негативное общественное мнение граждан». Видимо, в Минюсте уверены, что вырубка зеленых насаждений Южно-Сахалинска под уплотнительную застройку является «объективно существующей проблемой» и с деятельностью мэрии никак не связана. У кого именно обострилось «чувство экологической опасности» от этой публикации, в акте проверки не говорится.
И наконец, многочисленные обращения Эковахты о нарушении Закона в рыбной и нефтегазовой отраслях, о защите среды обитания коренных народов Севера, о сохранении водных биоресурсов, о пресловутых РУЗах и «заморных явлениях» и тому подобное – это, якобы, тоже ничто иное как политическая деятельность.
При этом Минюст не смутил тот факт, что Конституционный суд РФ в своем Постановлении № 10 от 08.04.2014 прямо указал: любая деятельность в защиту растительного и животного мира (которой и занимается Эковахта Сахалина), из каких бы источников она не поддерживалась, не относится к политической. Даже если при этом имеется «целенаправленность» на «привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества». Но Минюст, подробно цитируя данное Постановление на страницах акта, предпочел не заметить это обязательное разъяснение Конституционного суда.
Результаты этой проверки можно было бы отнести к разряду курьезов, если бы не их серьезные последствия. Фактически решение Минюста ставит организацию на грань закрытия. «Экологическая вахта Сахалина» никогда не будет работать с ярлыком «иностранного агента», – заявил руководитель организации Дмитрий Лисицын, – поскольку никогда им не была и не может согласиться быть тем, кем не является. Эковахта защищает природу Сахалина и экологические права граждан вот уже 20 лет. У нас есть чем гордиться, результаты нашей работы открыты (www.ecosakh. ru). Мы никогда не занимались политикой, не поддерживаем никакие политические партии и не участвуем в выборах и политической борьбе. Обращения в органы власти и публикации на природоохранные темы – это наше конституционное право и один из способов охраны природы».
Эковахта предпримет все усилия для отмены незаконного и необоснованного решения Минюста, в том числе через суд. Если они не принесут успеха, то общее собрание организации рассмотрит вопрос о ее ликвидации.
СПРАВКА
В ноябре 2012 года вступили в силу поправки в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”, обязывающие НКО, получающие средства из иностранных источников и участвующие в политической деятельности, подавать заявления в Минюст о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Закон не дает четкого определения «политической деятельности», указывая лишь, что к этому относится «организация и проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также формирование общественного мнения в указанных целях».
Вместе с тем, закон четко устанавливает, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В настоящее время в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, включена 91 организация. Практически все они оспаривают этот статус в судах, либо закрываются, либо предпринимают законные меры для выхода из этого реестра. Со статусом «иностранного агента» не работает ни одна уважающая себя некоммерческая организация.
Автор - «Экологическая вахта Сахалина»