ЗАКЛЮЧЕНИЕ БЫЛО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ – СТАЛО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ!
В Общественной палате РФ (ОП) 16 июня обсуждался один из популярных в последнее время «проектов века» – строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Заседание продолжалось больше трех часов, вот самое главное.
Выступления в защиту проекта были не многочисленными. Представитель ГК «Автодор» Денис Иванов говорил о том, как замечательно ЦКАД избавит нас от пробок, а лес будет полностью компенсирован новыми посадками где-то там... Одновременно член Общественной палаты Московской области Андрей Мухортиков рассказывал о том, что в Подмосковье благодаря ЦКАД будут созданы 200 тыс. рабочих мест... но при этом под дорогу будет вырублено всего- то 0,25% подмосковных лесов. Сколько будет вырублено под «рабочие места» вдоль дороги, таможенно-складские комплексы, - он почему-то не уточнил. Зато сказал, что если ОП проголосует против проекта, то «уподобится госпоже Чириковой».
Евгению Чирикову, которая безуспешно боролась за спасение Химкинского леса, Мухортиков вспомнил напрасно. Во всяком случае, солнечногорский депутат Дмитрий Трунин, напомнил, что «платно-офшорная» трасса через Химкинский лес – наглядный результат работы Автодора. Трасса, по его словам, не решила никаких проблем, Ленинградка забита еще больше, чем прежде. При этом гигантские деньги из бюджета потрачены, лес погиб, а на обещанных «компенсациях» кто-то украл 2 млрд рублей.
Подавляющее большинство экспертов в области градостроительства, экологов, экономистов и депутатов были категорически против ЦКАД. Зачем строить третье, к тому же платное кольцо, вырубать огромное количество леса, которого и так в Подмосковье катастрофически мало, расходовать сотни миллиардов рублей из ФНБ? Не проще ли реконструировать два уже имеющихся незаконченных кольца - большую и малую бетонки?
А кроме того, лес в зоне ЦКАД будет фрагментирован и неминуемо погибнет. В результате еще сильнее обмелеют водоемы, глубже уйдут грунтовые воды, водоснабжение Москвы окажется под угрозой. К тому же никто не проводил санитарно-эпидемиологические исследования территорий, отдаваемых под ЦКАД, в то время как в Подмосковье множество «дремлющих» инфекций вроде сибирской язвы.
А главное, Московский регион и так перегружен до предела, а масштабные стройки привлекут дополнительные миллионы приезжего населения. Складские и таможенные комплексы (и дополнительные рабочие места) нужны соседним депрессивным областям, поэтому если и строить дорогу, то в обход Московской области. Об этом говорил экономист Борис Кагарлицкий, который выступил категорически против ЦКАД, назвав проект экономически и экологически абсолютно провальным и чисто коррупционным, разработанным с целью «хапнуть» как можно больше дорогой подмосковной земли.
А последним штрихом к общей картине можно считать подмену последней страницы госэкспертизы проекта, о чем рассказала в своем блоге на сайте activatica.org участница заседания Алла Чернышева. По ее словам, организаторам обсуждения удалось раздобыть заключение госэкспертизы по проекту, и выяснилось, что страницу с выводами кто-то подменил. Вместо отрицательного заключения получилось положительное (см. сканы страниц)!
Полностью текст госэкспертизы опубликован на сайте общественного экологического движения Экооборона Московской области.
Павел ДМИТРИЕВСКИЙ