Мало у кого из рыбаков, промышляющих зимой на подмосковных водоемах, не загораются глаза, когда речь заходит о весенней ловле уклейки. Эта маленькая рыбка сводит с ума даже тех рыболовов, которые не любят размениваться на всякую мелочь и готовы часами сидеть над скучной лункой в ожидании пусть редкой, но крупной добычи. Но стоит «подсадить» такого сноба-рыбака на ловлю уклейки – он сразу же забывает о своих устоявшихся пристрастиях и как ребенок, получивший только что купленную игрушку, начинает осваивать новую для себя забаву.
Март. Едва уловимое весеннее пробуждение, которое пока еще скорее чувствуешь, нежели наблюдаешь. Считанные дни – и первые маленькие ручейки понесут в скованные ледяным полотном водоемы талую, богатую кислородом водицу, которая и начинает раззадоривать ленивых подводных обитателей, прозябающих в зимовальных ямах. Рыбалка в это время преподносит немало сюрпризов, и никакие накопленные долгим опытом навыки не гарантируют успеха. Казалось бы, и снасть на хорошую плотву или подлещика продумана, и погода «шепчет» – ан нет, ни одной поклевки. Но если ты, блуждая от лунки к лунке, подсел на косяк начинающей в эту пору жировать уклейки, то уж тут держись… Каждый год в конце марта я приезжаю на Можайское водохранилище в район села Троица. В воскресные утренние часы это небольшое село начинает просыпаться, встревоженное вереницей московских машин. Приехал чуть позже – и места для своего железного коня найти уже непросто. Подходя к водоему, наблюдаешь с высокого берега интересную картину: весь лед словно черными заплатками усеян скучковавшимися в небольшие стайки неуклюже одетыми и восседающими на ящиках мужиками. Это и есть те самые одержимые охотники за уклейкой. Что заставило этих бедолаг покинуть уютные московские квартиры и ехать за полторы сотни верст? Вразумительного ответа на этот вопрос, наверно, не существует.
Первое – подсознательное – желание, когда ты только что ступил на лед, заставляет тебя просочиться в самую гущу ближайшей рыбацкой кучки, которой в течение всего дня суждено перемещаться вслед за мигрирующими стаями жирующей уклейки. Но прежде чем прописаться в этой рыбацкой общине, насчитывающей иногда десяток, а иногда и до 30–40 рыбаков, стоит учесть, что это, как я уже не раз убеждался, не самый лучший способ погоняться за уклейкой. В последнее время я стараюсь избегать этого и становлюсь поодаль. Такое решение практически всегда бывает оправданным. Во-первых, уклейка, хоть рыбешка вездесущая и назойливая, но вместе с тем достаточно пугливая, и излишние шумовые воздействия (сверление лунок или, еще хуже, удары пешней) заставляют ее убегать и мигрировать в более спокойные места. Во-вторых, сама суть времяпрепровождения на рыбалке после надоевшей московской суеты ну никак не вяжется с излишней активностью соседей, которые в случае начинающихся поклевок готовы просверлить лунку-другую прямо у тебя под носом.
Нередко приходится наблюдать следующую картину: рыбаки, независимо от своего расположения на водоеме, после повсеместного бесклевья вдруг все как по команде начинают, взмахивая руками, подсекать непонятно почему активизировавшуюся уклейку – и так же одновременно этот клев неожиданно прекращается. Нередко, особенно в солнечные дни, до обеда вообще не наблюдается ни одной поклевки, хоть сматывай удочки. Но ближе к вечеру, когда действительно пора собираться, уклейка, невесть откуда-то появившаяся, словно ошалелая, до самой темноты будет не давать тебе покоя. За каких-то полтора-два оставшихся часа с одной лунки удавалось взять до 3 кг серебристых рыбок. Пытаться определить причины такого поведения уклейки тщетно, а мнения на этот счет бывалых рыболовов настолько многообразны, что порой выходят за грани здравого смысла. Пожалуй, только один вывод можно сделать без сомнений: единственно предсказуемое в этой рыбалке – это ее непредсказуемость. При ловле уклейки следует настроиться на рыбалку «кочевым» способом. Для этого желательно выбрать две-три точки на расстоянии 7–10 м, просверлив не более одной лунки в каждой такой точке. При этом где именно окажутся эти точки, вообще говоря, большого значения не имеет. Стайки уклейки в эту пору активно мигрируют, и одному богу ведомо, в каком направлении покинет тебя очередной косяк этой серебристой бестии. Тем не менее по поводу выбора места ловли существует много примет и советов. Зачастую предлагается размещаться ближе к талой воде, в местах впадения первых мартовских ручьев, или стремиться на русло Можайки. Но уж сколько раз было замечено, что приверженные этим правилам рыбаки, нередко оставались с носом. И не надо рваться на большие глубины, которые, как правило, осваивают негостеприимные лещатники и любители жерлиц. Глубина 3–4 метра вполне приемлема. Ну а если ты вооружен эхолотом и можешь на таких глубинах найти небольшие перепады, надо бурить на этом участке. Как только интенсивность поклевок в одной лунке начнет спадать, не дожидаясь полного затишья, следует перебегать к очередной, предварительно бросив – в надежде удержать стайку – горсть прикормки в оставляемое место.
Все, что связано с ловлей уклейки – и снасть, и техника ловли и прикармливания, – настолько просто, что не требуют больших навыков и уж тем более особого мастерства. Вместе с тем будет нелишним соблюдать некоторые нехитрые правила. Первое – тонкая снасть и предельно чувствительный кивок. Леска 0,1 мм уже считается грубоватой, 0,08 мм вполне достаточно даже для самой крупной уклейки. Крючок самый маленький и непременно тонкий. Можно использовать мормышку-дробинку (цвет, как правило, значения не имеет), но преимуществ по сравнению с крючком как-то не замечалось. Некоторые любители этой рыбалки усложняют и утяжеляют снасть, ставя пару или более крючков. Однако такая оснастка практически не сказывается на результативности, а поводки к тому же частенько скручиваются вокруг основной лески.
Излюбленная насадка для уклейки – опарыш. Больше ничего для этой рыбалки и не требуется. Насаживать на тонкий крючок следует не более одной личинки, да и менять часто насадку нет никакой необходимости. Как правило, особенно при интенсивном клеве, на одну личинку можно вытащить до двух десятков уклеек. Замечено особое пристрастие рыбы к подкрашенной свекольным цветом насадке. Такой цвет опарышу придать не трудно: надо лишь за три-четыре дня до рыбалки положить в баночку с личинками щепотку натертой сырой свеклы. В качестве прикормки можно использовать целый арсенал «блюд». Это и сухое молоко, и панировочные сухари, и мука, приправленные ванилью. Впрочем, подойдет любая недорогая прикормка в пакетах, которую можно купить в придорожных рыболовных магазинах. Подбрасывать в лунку эти приправы следует непременно в сухом виде, по мере снижения интенсивности клева и не перебарщивая с дозой. Брошенная в лунку горсть прикормки со временем пропитается влагой и будет медленно опускаться на дно, не оставаясь незамеченной промышляющей подо льдом уклейкой.
Техника ловли разнообразна и достаточно динамична. Замечено, что частота и амплитуда движения кивка не так уж сильно влияют на результативность ловли. А вот игра на различных глубинах начиная от самого дна и вплоть до кромки льда – прием очень полезный. Причем, как только лунка «ожила», не следует успокаиваться на фиксированной глубине, а продолжать игру в различных горизонтах воды.
И последнее. Многие любители уклейки, возвращаясь на берег с уловом, говорят, что дома любимая кошка будет очень благодарна за привезенное лакомство. Это они зря. Хорошо приготовленная уклейка по вкусовым качествам поспорит и с запеченным лещом, и с поджаренным окунем. Сам я не могу поделиться собственным рецептом приготовления уклейки. Но мой постоянный компаньон с таким смаком каждый раз описывает процесс ее приготовления, что не сказать об этом просто невозможно. Итак, рецепт «Уклейка по-хантымансийски». Подозреваю, что название придумал сам мой приятель и никакого отношения к соответствующей национальной кухне оно не имеет. На сковороду, обильно заправленную подсолнечным маслом (с небольшим добавлением воды), укладывается слой толсто нарезанных колец лука. Далее также слоями – наструганная морковь, 10–15 уклеек, картофель кружочками, 2–3 лавровых листа и несколько горошин черного душистого перца. Если объем посуды позволяет, то выкладка может в той же последовательности повториться. После этого все плотно закрывается крышкой – и в духовку на 25–30 минут, не забыв при этом в середине процесса подлить немного воды и закрыть сверху тонким слоем сметаны. Автор рецепта утверждает, что, даже не будучи большим любителем рыбной кухни, можно лишиться рассудка уже от одного только запаха этого блюда.